Звуки, как и буквы, являются составными элементами слова. Но если знак пытается «объяснить» звук графически, опираясь на определённые традиции, то звук даёт своего рода «настройку», то есть вызывает ту или иную акустическую вибрацию.
Следовательно, в сакраментальном смысле, на уровне ритуального восприятия слова (как это было у «людей слова»), самым важным элементом, основным хранителем и распространителем информации является именно звук. А составленное из звуков слово становится мантрой, обладающей мощной силой и способностью оказывать влияние на оружающее. Вспомните молитвы и заклинания, а также всевозможные слова-табу…
Но тут есть проблемы. Давайте снова обратимся к фактам: от огромного числа звуко-знаков протоязыка (их некоторые исследователи-лингвисты насчитывают более ста) в современном русском языке осталось лишь 33 знака и 31 официально признанный звук. Это значит, что за время так называемой «эволюции», точнее сказать деградации, мы потеряли чересчур много!
Однако, не всё так плохо. Ведь по своей сути мы – славяне. И при всём разнобразии самоназваний племён нашей языковой группы, суть одна: мы – люди СЛОВА. Поэтому какими бы знаками не пользовались наши современники, главным в языке всегда было и есть само СЛОВО и ОБРАЗующие его ЗВУКИ.
Именно они были и остаются самыми ценными историческими «свидетелями», мельчайшими частичками языка, самыми крохотными носителями информации, теми самыми ЗВУЧАЩИМИ элементами «иероглифа-слова». И только они могут правдиво говорить о том, как мыслили и о чём хотели рассказать те, кто давным-давно, по звуку-кирпичику, строил наш удивительный и мудрый праславянский язык. Язык настолько совершенный, что несмотря на все попытки его уничтожить, смешать с другими языками, исказить и тому подобное, он по-прежнему остаётся самой прочной связью между ушедшими и живущими поколениями не только славянских, но и многих других народов, их «корневой» системой.
Хочется верить, что утерянные звуки на самом деле не пропали, а существуют «обезличенно» или же получили официальное признание в других родственных языках, как осколки Вавилонской башни, разрушенной когда-то из-за непомерной людской гордыни… Надо только найти их, расшифровать, объединить в систему и попытаться восполнить пробелы, образовавшиеся в процессе распада нашего РОДного праязыка. А вместе с тем было бы замечательно восстановить и ту мудрую философию наших общих предков, позволявшую им быть прочным и процветающим СО-ОБЩеством.
Может быть уроки истории и современное положение дел на планете заставят нас, наконец, задуматься над тем, как мы живём, в каком направлении идём, как остановить разрушение нашей ОБЩей земной культуры и цивилизации…
Радует то, что многие археологи, антропологи, философы, историки, этнографы, лингвисты и другие учёные уже давно вплотную занимаются этой сложнейшей работой, и есть надежда, что когда-нибудь им удастся восстановить если не всё, то по крайней мере, большую часть утраченного.
Кто знает, может быть этот возрождённый язык и станет тем самым языком общения, роль которого пытались навязать искусственным языкам. Зачем же «изобретать колесо»? Снова повторим за Экклезиастом «….это было уже в веках, бывших прежде нас».
БУКВЫ.
Почему у славян было несколько АЗБУК?
Главным образом потому, что сакральные знания, ВЕДЫ, изначально передавались устно, СЛОВАми, — ВЕДь «людям слова» достаточно было звуков! И только много позже, когда возникла реальная угроза древней вере и самому языку, их начали записывать специальными ЗНАКАМИ, используя особые приёмы, ключом к которым владели немногие.
Записи эти тщательно сохранялись и передавались из рук в руки в виде списков. Если что-то пропадало, можно было воспользоваться копиями. Таким образом, закодированные ЗА-ПО-ВЕДИ переходили из рода в род, давая ему силу продолжать идти своим путём и сохранять независимость.
А создавали ЗНАКИ мудрецы – ПРО-ПО-ВЕД-НИКИ, «аристократы духа» — те, кого уважали, кого берегли, к чьему мнению прислушивались, кому служили, избавляя от рутинных обязанностей во имя сохранения высших священных ЗНАний. Эти люди носили имя ЗНАТЬ, что по-славянски значит «тот, кто ВЕДАет СУТЬ и открывает её миру».
Кстати, интересно сравнить эти слова с санскритскими: jñāna/джньана — высшее знание, полученное в результате медитации, jñatā/джньата — знание, разум, jānaka/джьянака – знаток. – Похоже, не правда ли?
Не случайно, наряду с этим существительным, в русском языке есть ещё и глагол ЗНАТЬ, который не просто совпадает с ним по звучанию, но и выражает глубинную суть ЗНАния: ЗНАТЬ может только ЗНАТЬ! Как бы вы не переводили эту фразу, меняя местами существительное и глагол, смысл, практически, один и тот же. А именно:
— ЗНАНИЕ священно, а потому доступно лишь избранным – ЗНАТИ.
— ЗНАНИЕ — это дело жизни ЗНАТИ, которое необходимо постоянно совершенствовать.
— ЗНАТЬ не должна заниматься ничем другим, кроме добывания, накопления, сохранения и передачи священных знаний.
— Жизнеспособность РОДа, благополучие и процветание общества напрямую зависит от ЗНАНИЙ ЗНАТИ…
— Только истинная ЗНАТЬ — то есть, тот, кто действительно ЗНАЕТ, — может стоять во главе общества, а ЗНАЧИТ, управлять им.
ЗНАтоки и хранители звуков прекрасно это понимали. Ведь они-то и были истинной ЗНАТЬю! Поэтому не пропускали ничего лишнего или случайного в создаваемый ими ЯЗЫК. И «программу» общественного устройства — свои НАКАЗЫ современникам и потомкам они кодировали в особым образом составленных словах-ребусах. В них говорилось о нашем происхождении, о Космосе и Земле, о законах общества и семьи, о правилах общежития, которые нужно соблюдать, чтобы оставаться сильными и выжить, об ответственности перед РОДом и Вселенной…
Именно поэтому, несмотря на обширность территорий и довольно неплотное расселение праславян, между ними сохранялось прочное духовное родство: приверженность одним и тем же идеалам, культурным традициям и обрядам. Праславянское племя действительно было мощным, успешным и процветающим. Свидетельства об этом сохранились в работах арабских, греческих, индийских, римских и других историков.
Ещё одной причиной являлось то, что в силу огромного уважения к звуку и слову, естественной и непременной составляющей частью обрядов праславян были те, что связывались именно с речью. В них, в частности, входили и особые песнопения — СЛАВоСЛОВия, и табуированные слова, запрещённые к использованию в быту.
Понятно, что те же правила распространялись и на одежду: повседневная ни в коем случае не могла подменять парадную – всё должно было быть У-МЕСТным!
И для письма создавались подходящие случаю звуковые «облачения-обличия». То есть существовали знаки и слова как для каждодневного использования, так и тайные, секретные — сокрытые от посторонних глаз.
Разрушение и потеря единых прежде культурных ценностей отразились и на древней АЗБУКЕ: со временем мало кто мог отличить священное письмо от простого, а уж тем более понять глубину его содержания. Ни для кого не секрет, что то же самое случилось и со многими обычаями, костюмами, привычками, привязанностями, связями и т.п. … Совершенно очевидно, что процесс тот продолжается, — достаточно просто внимательнее приглядеться к происходящему вокруг.
Но вернёмся к буквам. Всем известно, что в речи участвуют гласные и согласные. Все они очень важны для языка. И всё же, как нам кажется, именно ГЛАС-НЫЕ «заговорили» первыми, первыми подали ГОЛОС – ГЛАС. Поэтому именно с них и начинается наша АЗБУКА.
В современном русском языке выделяют десять гласных. Все они, вне всякого сомнения, очень важны, однако, пусть это и непривычно, мы предлагаем начать наше «путешествие» в Азбуку с буквы и звука О.
Давайте вслушаемся в звуки голоса и представим себе первобытного человека, который ещё не умеет говорить, а только пытается разобраться в окружающих его со всех сторон звуках. Согласитесь, что каждый из них — это особый характер, особая ситуация. Поэтому и ассоциации с ними также различны.
Попробуем их «прокомментировать» с помощью наших чувств, а параллельно представим как, на основе какого мировоззрения, создавался графический облик каждого из звуков. Думаем, что наши комментарии помогут вам быстрее понять глубинный смысл новых слов.
Считаете, звучит несерьёзно? – Не беда! Главное, что это действует, — проверено на практике!
Итак, начинаем играть и стараемся угадать, как появились звуки, и что они могли означать.
Подсказывать нам будут сами же буквы — символические «лица» наших звуков. Мы начнём вслушиваться и вглядываться в каждую из них, постепенно погружаясь в мир представлений и знаний наших далёких предков, их удивительную философию. (См. главу «С точки зрения дикарей…»).