4. Слово

Что значит СЛОВО?

Можно ответить на этот вопрос по-разному, но, наверное, стоит начать с его сути – содержания, которым хотят обменяться мыслящие существа. А для этого, как минимум, необходимо понимать язык и, желательно, мировоззрение его носителей.

В наше время языков существует великое множество, и людям стало очень трудно находить ОБЩий язык. А ведь когда-то он существовал!

Давайте, в связи с этим, вспомним об одном феномене письменного языка. Всем знакомы иероглифы, но не все умеют их читать или хотя бы понимать. Вызывает искреннее уважение и восхищение то обстоятельство, что многие азиатские народы, говоря на разных языках, способны обмениваться информацией с помощью этих удивительных знаков.

Иероглифы очень своеобразны. Некоторые из них передают только звуки, в то время как другие могут быть частью слова. А более сложные сами являются словами и несут в себе особым образом закодированный смысл, непонятный для «непосвящённых».

Как это получается?

А дело в том, что каждый, даже совсем крошечный элемент, входящий в какой-либо сложный иероглиф, имеет (или имел когда-то) своё собственное значение. Собирая из этих элементов, как из деталей конструктора или кусочков мозаики, слова и словосочетания, люди научились передавать различные мысли. То есть, понимая смысл отдельного элемента, можно довольно точно понять значение целого слова и даже, в какой-то степени, мировосприятие и философию людей их составлявших.

Чем же в таком случае является слово?

Нам кажется, что это – попытка выразить своё отношение к объекту или явлению с помощью его описания.

В самом начале человек просто рисует то, что видит, например дерево, воду и так далее. Потом обычного рисунка становится недостаточно. Появляется потребность в дополнительной информации, — ведь и вода, и деревья не могут быть везде одинаковыми! Да и воспринимают их люди по-разному, каждый по-своему.

Кроме того, если нарисовать «видимое» можно достаточно точно, то как изобразить то, чего не видишь, а, например, слышишь? А если и не видишь, и не слышишь, а только чувствуешь?

Возможно ли таким образом выразить эмоции или, например, размышления?

Оказывается да! Для этого надо объединить несколько известных, простых и знакомых символов так, чтобы их взаимосвязь вызывала у читающего определённые ассоциации. И это будет уже не совсем рисунок, а, скорее, описание-зарисовка или, другими словами, наш знакомец-иероглиф.

Чем точнее описание, тем более информативным и сложным становится иероглифический знак. И точность передачи информации напрямую зависит от подбора входящих в него элементов или их сочетаний, а так же от личного опыта философа, создававшего его, и от взглядов, господствовавших на тот момент в самом обществе.

Например:

仙 — объединяет два знака: ЧЕЛОВЕК — и ГОРА — 山, то есть, человек, живущий в горах. Трактуется как отшельник, мудрец… и т.д.

Вот более сложный иероглиф: 愛 — ЛЮБОВЬ.

愛 — состоит из нескольких значимых частей: КОГТИ — , ПОВЕРХНОСТЬ, ПОКРЫТИЕ… — , СЕРДЦЕ — , НЕУСТОЙЧИВЫЕ НОГИ —.

В целом, получается очень «похожая» на любовь картина: ноги подкашиваются, из-за того, что сердце терзают острые когти…

Как видите, НАЛИЦО описание определённого жизненного опыта…

Здесь уместно провести параллель с классической музыкой: в этом случае иероглиф сродни оркестру, чья выразительность усиливается от удачного подбора «исполнителей».

Правда, для того, чтобы насладиться звучанием даже самого совершенного ансамбля, требуется не только различать голоса инструментов и слышать каждую проводимую ими тему, но и уметь сводить их в единый образ, единую картину.

В качестве иллюстрации к сказанному можно привести популярную восточную притчу о слепых, которые чуть было не погибли под ногами идущего навстречу им слона. Раньше они никогда не встречали этого могучего животного и не представляли, какой опасности избежали.

Думаем, многие помнят, что произошло дальше: погонщик пожалел бедняг — остановил слона и разрешил им ощупать его со всех сторон, чтобы получить хотя бы общее представление об этом грозном гиганте…

Каким же показался слон этим людям? Смогли ли они понять, кто находился перед ними?

В том-то и парадокс, что нет: ведь каждый смог оценить лишь ту часть «ЦЕЛОГО», которая была доступна лично ему. Поэтому один нищий «увидел» мощную крепостную стену, другой – колонну, третий – толстый канат, четвёртый – огромный пальмовый лист, а пятому вообще было непонятно, как можно бояться такое смешное существо, — ведь он держал в руках «небольшую метёлку для обметания пыли»…

Но вернёмся к иероглифам и, как ни странно, к славянской азбуке. Потому что и наши привычные слова – не что иное, как те же самые «закодированные» описания-схемы, в которых «простым», составным элементом является не корень или суффикс, — хотя и они очень важны, а сам ЗВУК. И разнообразные звуковые комбинации удивительным образом создают всё те же иероглифы, только звучащие. Остаётся только услышать их и понять!

Хотим подчеркнуть: речь идёт не о простой аббревиатуре, а именно об иероглифе, толкование которого не столь прямолинейно!

Как мы уже упоминали, в праязыке было гораздо больше звуков, чем у его современных «потомков», и каждый из них выражал набор понятий, свойственных именно ему. Соединяя эти звуки-понятия в различной последовательности, можно было легко передавать любые мысли. Число возможных комбинаций при этом неограничено!

Например, при сравнении различных языков, как родственных, так и более далёких, можно обнаружить загадочное явление: в словах, имеющих близкие значения, нам часто встречаются общие ЗВУКИ, хотя сами слова могут быть непохожи. Например: леЗвие-реЗать-раЗить-raZilo-raZor-raSoir-raSeus…; Солнце-Сонце-Сонца-Слънце-Slunce-Sole-Sonne-Sun… Мать-матерь-мама-mutermother-mamma… и многие другие.

Отчего так происходит?

Попробуйте провести эксперимент и попросите его участников описать какой-нибудь предмет так, чтобы выразить суть, не прибегая к привычному названию. Вы убедитесь, насколько непохожими получатся эти словесные «портреты». Например, ДЫРА: круглая пустота; пустота, ограниченная со всех сторон; буква О; отсутствие твёрдой поверхности; серединка от баранки; отверстие в земле; повреждение и так далее… Многое при этом будет зависить от опыта, вкуса, мировоззрения, профессии, возраста говорящего и тому подобное. Естественно, описания изменятся ещё сильнее, если среди участников данного эксперимента окажутся представители различных социальных групп и культур! Последовательность «деталей» и расстановка акцентов тоже могут оказаться разными. Но ведь то же самое мы видим и в родственных языках. Сравните, к примеру, слова: мед-ведь и вед-медь, ша-ча и ча-ша, форте-пиано и пиано-форте и так далее…

При любом раскладе мы получим несколько похожих и одновременно непохожих «точек зрения» на всё тот же один-единственный объект. Правда при этом он будет отображён как бы с разных сторон, и каждый следующий вариант обратит наше внимание уже на другое качество, или подчеркнёт какую-то иную его особенность.

Запомните этот момент – он очень важен для понимания сути слова и его синонимов!

Почему же один и тот же объект описывается по-разному? Думаем, вы уже догадались. Действительно,  у разных людей и ассоциации разные: у каждого СВоё дерево, СВоя река, СВой жизненный опыт… И всё же, почему у огромного количества индо-европейских слов так много общих звуков?

Помните, мы говорили о хранителях языка? Так вот, когда-то очень давно именно они создавали слова, содержащие «закодированные» сВЕДения. Они и теперь там. Их можно и нужно услышать! Пусть не всё целиком, но хотя бы то, что удалось сбеРЕЧЬ (перенести в РЕЧЬ). Ведь даже сильно повреждённая мозаичная картина способна рассказать много интересного.

Каким путём шёл процесс формирования слова-мозаики?

Мы уже упоминали о том, что первочально каждый звук выражал целый ряд близких понятий. Поэтому можно предположить, что соединяя их в разнообразные группы – СКЛАДы и СЛОГи, а потом СКЛАДывая из этих «деталей» подходящие слова, можно было довольно точно выражать свои мысли.

Естественно, звуки могли меняться под влиянием ближайших «соседей», и это обогащало звуковую палитру дополнительными оттенками, отчего слова становились более многогранными и многозначными.

Со временем некоторые группы звуков приобрели устоявшиеся значения и превратились в неделимые смысловые единицы: приставки, корни и так далее, хотя, при желании, их всегда можно разделить и «расшифровать» по отдельности, — ведь, как мы уже упоминали, иероглиф может быть и буквой, и слогом, и словом… Правда гораздо лучше они звучат в ансамбле! Да и целый слон, согласитесь, тоже намного симпатичней!

Итак, способ создания слов нашли. Теперь можно было работать с элементами разной величины. Это давало широкий простор словотворчеству, а язык при этом насыщался индивидуальными красками, то есть развивал и накапливал словарный запас, однако же, … всё дальше уходил от своих «корней».

Естественно, в каждом новом племени складывались свои понятия и слова, образуя диалекты и наречия, тем самым отдаляя родственные народы друг от друга. Смысловая неоднозначность звуковых иероглифов тоже повлияла на этот процесс, и одинаковые на слух слова стали выражать иные понятия, поэтому теперь в родственных языках их можно встретить в довольно непривычных значениях. Например, СКЛЕП (небольшое закрытое помещение) – это и разновидность семейной могилы, и магазин; а УРОДА (что-то редкое, отличное от других представителей рода) – это и безобразие, и красота; ОРАТЬ – значит пахать землю или громко кричать; РЕЧЬ – это не только говорение, но и ВЕЩЬ, которая, в свою очередь, способна ВЕЩать о себе и своём создателе … — примеров множество.

И, как ни странно, свою отрицательную роль в раздроблении общего языка и разобщении единого когда-то этноса сыграла письменность. Но об этом позже. А сейчас вопрос:

Как же появился наш мир? Что было в начале всего СУЩЕГО?

Почему-то думается, что В НАЧАЛЕ ВСЕГО БЫЛ ЗВУК!

Он возвестил о первом толчке, с которого пошло всё мироздание. Затем появились звуки, которыми сопровождалось рождение каждого нового космического явления или объекта, а следом —  звуки объявлявшие о сотворении нашего земного мира и всего-всего, что было в нём.

А потом ещё много других звуков, с помощью которых уже его обитатели, в том числе и человек, пытались войти в контакт с этим теперь уже многозвучным сообществом, выразить чувства, потребности, желания, объяснить и объясниться…

Вот и давайте теперь поговорим об этих самых маленьких и очень значимых элементах слов-иероглифов – ЗВУКАХ.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *